МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики
от « » _________2013 г., №_____
ВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ: 530200. Политология
Академическая степень: Магистр
Бишкек. 2013 год
1. Общие положения
1.1 . Настоящий Временные государственные требования к основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 530200 «Политология» разработаны Учебно-методическим объединением по образованию в области гуманитарных наук в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.
Выполнение настоящих Временных государственных требований является обязательным для всех вузов, реализующих профессиональные образовательные программы по подготовке магистров, независимо от их организационно-правовых форм.
1.2 . Термины, определения, обозначения, сокращения
В настоящих Временных государственных требованиях к основной образовательной программе высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой в установленном порядке:
- основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;
- направление подготовки - совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;
- профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
- цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
- модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
- компетенция - динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;
- бакалавр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 4 лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения академической степени "магистр" по соответствующему направлению;
- магистр - академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, имеющим академическую степень бакалавра по соответствующему направлению и успешно освоившим основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее двух лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре;
- кредит (зачетная единица) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
- результаты обучения - компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.
1.3. Сокращения и обозначения
В настоящих Временных государственных требованиях используются следующие сокращения:
ВГТ- Временные государственные требования;
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
УМО - учебно-методические объединения;
ЦД ООП - цикл дисциплин основной образовательной программы;
ОК - общенаучные компетенции;
ИК - инструментальные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
СЛК - социально-личностные и общекультурные компетенции.
2. Область применения
2.1. Настоящие Временные государственные требования к основной образовательной программе высшего профессионального образования (далее - ВГТ ООП ВПО) представляют собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации ООП по направлению подготовки магистров 530200 «Политология» и являются основанием для разработки учебной и организационно-методической документации, оценки качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования всеми образовательными организациями высшего профессионального образования (далее - вузы) независимо от их организационно-правовых форм, имеющих лицензию или государственную аккредитацию (аттестацию) на территории Кыргызской Республики.
2.2. Основными пользователями настоящих ВГТ ООП ВПО по направлению 530200 «Политология» являются:
- администрация и научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники) состав вузов, ответственные в своих вузах за разработку, эффективную реализацию и обновление основных профессиональных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;
- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;
-объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению центрального государственного органа исполнительной власти в сфере образования Кыргызской Республики;
- государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;
- уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования.
2.3. Требования к уровню подготовленности абитуриентов.
2.3.1. Уровень образования абитуриента, претендующего на получение высшего профессионального образования с присвоением академической степени "магистр", - высшее профессиональное образование с присвоением академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению или высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "специалист" по родственной специальности.
2.3.1. 2.3.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании с присвоением академической степени "бакалавр" по соответствующему направлению или высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации "специалист" по родственной специальности. Перечень родственных направлений и специальностей устанавливается УМО.
3. Общая характеристика направления подготовки
3.1. В Кыргызской Республике по направлению подготовки 530200«Политология»
реализуются следующие:
- ООП ВПО по подготовке бакалавров;
- ООП ВПО по подготовке магистров.
Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "бакалавр".
Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени "магистр".
3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки магистров по направлению 530200 «Политология» на базе среднего общего или среднего профессионального образования при очной форме обучения составляет не менее 6 лет, на базе высшего профессионального образования, подтвержденного присвоением академической степени "бакалавр", - не менее 2 лет.
Сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на один год относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
Сроки освоения ООП ВПО подготовки магистров на базе высшего профессионального образования, подтвержденного присвоением академической степени "бакалавр", по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на полгода относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
3.3. Общая трудоемкость освоения ООП подготовки магистров на базе среднего общего или среднего профессионального образования при очной форме обучения составляет не менее 360 кредитов (зачетных единиц) и на базе высшего профессионального образования, подтвержденного присвоением академической степени "бакалавр", составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц).
Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна 60 кредитам (зачетным единицам).
Трудоемкость одного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровом построении учебного процесса).
Один кредит (зачетная единица) эквивалентен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Трудоемкость ООП по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не более 48 кредитов (зачетных единиц).
3.4. Цели ООП ВПО по направлению подготовки 530200 «Политология» в области обучения и воспитания личности.
3.4.1. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 530200 «Политология» является:
Профессиональная деятельность магистров по направлению подготовки «Политология» осуществляется в области Политологии и гуманитарного знания, правовой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления. Получение углубленного профессионального (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
3.4.2. В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению подготовки 530200 «Политология» является развитие у студентов:
· самостоятельности в культуре мышления, обобщения, анализа и восприятия информации;
· возможности использования новых технологий для достижения, поставленных целей, основ научной деятельности.
3.5. Область профессиональной деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности магистров включает:
* Все области деятельности, доступные бакалавру Политологии, а также,-
* Академические и научно-исследовательские организации, связанные с политологической проблематикой в качестве научных сотрудников, способных к проведению самостоятельных исследований;
* Учреждения высшего образования в качестве преподавателей общепрофессиональных и специальных политологических дисциплин (распространяются на выпускников вузов, где обеспечивается получение квалификации «Преподаватель»);
* Органы власти и управления, редакции СМИ в качестве сотрудников, способных к самостоятельной разработке и осуществлению реализуемых данными органами решений;
* Аппарат политических партий, коммерческих и общественных организаций, осуществляющих проектную (консалтинговую, консультативную, исследовательскую и аналитическую), а также информационную деятельность в сфере политики, в качестве сотрудников, способных к самостоятельной разработке и осуществлению реализуемых данными структурами решений.
3.6. Объекты профессиональной деятельности выпускников.
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 530200 «Политология» являются:
· Объектами профессиональной деятельности магистров являются: различные сферы общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Кыргызской Республики и мира.
· В собственно политической сфере - это, прежде всего, структуры государственной власти и управления (республиканский, региональный и муниципальный уровни), политические партии и, общественно-политические движения, система современных международных отношений.
· В социокультурном плане - политическая культура и самосознание, общественно-политические настроения.
· В экономическом аспекте - взаимодействие власти и бизнеса, политические интересы и устремления различных групп экономического сообщества.
3.7. Виды профессиональной деятельности выпускников:
– научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях;
– педагогическая в системе высшего профессионального образования;
– организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
– проектная деятельность в проектировании и осуществлении научно-теоретических и экспертных разработок.
3.8. Задачи профессиональной деятельности выпускников (разрабатываются с участием заинтересованных работодателей)(*).
Задачи профессиональной деятельности магистра:
Магистр политологии должен решать следующие профессиональные задачи (дополнительные к задачам, решаемым бакалавром политологии) в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
а) научно-исследовательская деятельность:
– самостоятельное осуществление научно-исследовательских и аналитических разработок, политический анализ и применение теоретических и практических знаний в области политологии и социально-правовых наук для собственных научных исследований;
- анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений научного знания, передового отечественного и зарубежного опыта в области политической науки;
- подготовка и проведение семинаров, научно-теоретических конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;
- определение экономической эффективности научно-исследовательских работ в области политологии.
б) педагогическая деятельность (для вузов, дающих квалификацию
«преподаватель»):I
- преподавание политологии в средней школе и в высших учебных заведениях;
- организация учебного процесса, самостоятельная разработка соответствующих учебных программ и учебных курсов;
- организация самостоятельной внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их самостоятельной гражданской позиции, научно-исследовательской и практической деятельности в сфере политики;
е) организационно-управленческая деятельность:
- организация научно-исследовательских и научно-практических разработок в области политологии (в соответствии с профилем магистерской программы);
- участие в организации управленческих решений в органах власти и управления, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления;
- участие в организации и проведении политических кампаний, избирательного процесса и других форм политической мобилизации;
- организация, планирование и контроль над деятельностью исполнительских групп, решающих профессиональные и коммерческие задачи;
- политологический анализ данных социологических исследований.
г) проектная деятельность:
- проектирование и осуществление научно-теоретических и экспертных разработок;
- участие в проектировании практически-политических программ.
(Указываются задачи в соответствии с перечисленными в п.3.7 видами профессиональной деятельности).
(*) Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник по направлению подготовки, должен быть в основном взят из квалификационных требований в соответствующей области профессиональной деятельности. Если они отсутствуют, перечень задач профессиональной деятельности должен быть сформирован разработчиком проекта ГОС ВПО при обязательном участии работодателей.
4. Общие требования к условиям реализации ООП
4.1.Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП.
4.1.1. Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают ООП по направлению подготовки. ООП разрабатывается на основе соответствующих ВГТ по направлению подготовки Кыргызской Республики с учетом потребностей рынка труда.
Вузы обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
4.1.2. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются вузом с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов.
4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
4.1.4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого ЦД. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза.
4.1.5. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.
4.1.6. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП.
4.2.1. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.
4.2.2. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).
4.2.3. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития СЛК студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
4.2.4. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
4.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю , включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ВГТ с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки в пределах 50% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.
4.4 . При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
4.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
4.6 . Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период и 4-недельный последипломный отпуск).
5. Требования к ООП подготовки магистров
5.1 . Требования к результатам освоения ООП подготовки магистров.
Выпускник по направлению подготовки 530200 «Политология» с присвоением академической степени "магистр" в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.4 и 3.8 настоящих ВГТ ООП ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОК):
- Способен критически оценивать теории, методы и результаты исследования (ОК-1);
- Способен интегрировать знания и применять методы исследования из разных областей знаний на основе продвинутых положений математических/естественных/гуманитарных/экономических наук (ОК-2);
- Способен автономно и по собственной инициативе приобретать новые знания и умения (ОК-3);
- Способен применять новейшие теории, интерпретации и продвинутые методы и технологии исследовательской деятельности, а так же на их основе создавать новых оригинальные идеи (ОК-4);
- Способен развивать новые идеи с учетом социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере (ОК-5)
- Способен к экспертной оценке деятельности в своей профессиональной области (ОК-6)
- инструментальными (ИК):
- Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ИК-1);
- Имеет развитые навыки устной и письменной речи для представления научных исследований(ИК-2);
- Свободно владеть иностранным языком на уровне профессионального общения (ИК-3);
- Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций на должном уровне (ИК-4);
- Владеет продвинутыми навыками работы с компьютерами, как средством управления информацией, в том числе глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах(ИК-5);
- Способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия, разрабатывать планы комплексной деятельности с учетом рисков неопределенной среды (ИК-6);
- социально-личностными и общекультурными (СЛК):
- Способен к созданию новых партнерских отношений для усиления потенциала компании (СЛК-1);
-Способностью к изменению профиля своей профессиональной деятельности (СЛК-2);
- Способен проявлять лидерские качества с активной гражданской позицией.(СЛК-3) -Способен выдвигать и развивать инициативы, направленные на развитие ценностей гражданского демократического общества, обеспечение социальной справедливости(СЛК-4);
- Способен руководить коллективом,в том числе над междициплинарными проектами,обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне (СЛК-5);
б) профессиональными (ПК):
(Указываются компетенции по видам деятельности, указанным в п.3.7).
а) общепрофессиональными:
– способен формировать представления о мировой политике, международных процессах в условиях глобализации, международные отношении в различных регионах мира и умеет определять приоритеты внешней политики Кыргызской Республики в процессе глобализации. (ПК-1);
б) научно-исследовательская деятельность:
- умеет осмысливать новейшие тенденции и направления современной политологии (углубленное знание современных научных исследований и разработок в сфере политологии, специфики подходов к анализу политических процессов в различных национальных школах, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политической науки) (ПК-2).
в) педагогическая деятельность:
- способен использовать эмпирические данные в процессе преподавания политической науки, использовать методы проектирования учебно-воспитательных ситуаций в высшей школе (ПК-6);
г) прикладная деятельность:
- способен изучать и анализировать политические институты и политические процессы, происходящие в политической системе Кыргызстана (ПК-4);
д) проектная деятельность:
- Способен свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации и умение выявлять проблемы связанные с проблемой глобализации, властью и обществом (ПК-3).
е) организационно-управленческая деятельность:
– способен анализировать основу государственной кадровой политики, проблему комплектования и формирования персонала государственных органов. Дать рекомендацию повышения профессионализма кадров и государственных служащих (ПК-5);
- способен к социально-политическому взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности; обладанию чувством правовой ответственности и управления политическими конфликтами, кризисами (ПК-7);
5.2 Требования к структуре ООП подготовки магистров.
ООП подготовки предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица):
(Например: М.1 - общенаучный цикл;
М.2 - профессиональный цикл;
М.3 - практики и исследовательская (производственно-технологическая) работа;
М.4 - итоговая государственная аттестация).
Каждый цикл дисциплин имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование по программам послевузовского профессионального образования для получения ученой степени в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для профессиональной деятельности. Вариативная (профильная) часть состоит из двух частей: вузовского компонента и дисциплины по выбору студентов.
Таблица - Структура ООП ВПО подготовки магистров
Код ЦД ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
М.1 |
Общенаучный цикл |
25-30 |
||
Базовая часть : В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: философские и социологические основания политической науки, историю политики, современные научные представления о мире, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям; уметь совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности; использовать фундаментальные знания по политологии в сфере профессиональной деятельности; владеть способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью к критике и самокритике, терпимостью, способностью к работе в коллективе. |
15-20 |
История политологии Компьютерные технологии в политической науке и образовании. Современные проблемы и теории политической науки Современная политическая философия |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ИК-1 ИК-2 ИК-3 ИК-4 ИК-5 ИК-6 СЛК-1 СЛК-2 ПК-1 ПК-4 |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
10-15 |
|||
М.2 |
Профессиональный цикл |
40-50 |
||
Базовая часть В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен: знать основные тенденции развития современной политологии, методологии политической науки и геополитики; уметь самостоятельно использовать фундаментальные политологические представления в сфере профессиональной деятельности; владеть способностью использовать теоретические общеполитологические знания на практике. |
20-25 |
Новейшие тенденции и направления современной политологии Методология политической науки Внешняя политика Кыргызстана в процессе глобализации. Политическая система Кыргызстана Кадровая политика и политическое управление. Методы преподавания политической науки в высшей школе Управление политическими конфликтами и кризисами |
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ИК-4 ИК-6 СЛК-3 СЛК-4 СЛК-5 |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20-30 |
|||
М.3 |
Практика и (или) научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза |
20 |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 |
|
М.4 |
Итоговая государственная аттестация |
20 |
Государственный экзамен
Квалификационная работа |
ОК-1 ОК-3 ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 |
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
120 |
(*) 1. Трудоемкость отдельных дисциплин, входящих в ЦД ООП, задается в интервале до 10 кредитов (зачетных единиц).
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих ЦД ООП M.1, М.2 и М.3 должна составлять не менее 40% от общей трудоемкости указанных ЦД ООП.
(**) Наименование ЦД М.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит направление подготовки.
(***) Итоговая государственная аттестация включает защиту магистерской диссертации. Государственные аттестационные испытания вводятся по усмотрению вуза, в том числе и по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
5.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки магистров.
5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее __80__% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более чем двумя магистерскими программами; по решению ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание или опыт руководящей работы в данной области; один научный руководитель может руководить не более чем __5 _ студентами-магистрантами (определяется ученым советом вуза).
5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.
Реализация основных образовательных программ подготовки магистров должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП.
Для студентов должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.
Образовательная программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия (определяются с учетом формируемых компетенций).
Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда не менее _ 5__ наименований отечественных и не менее __3__ наименований зарубежных журналов из следующего перечня (Указывается перечень изданий).
Отечественные журналы:
1. Социально-гуманитарные науки
2. Политика и общества
3. Известия вузов
4. Гуманитарные и социальные науки
5. Гуманитарные проблемы современности
6. Вопросы истории
Журналы ближнего зарубежья
1. Азия и Африка сегодня
2. Актуальные проблемы Европы
3. Безопасность Евразии
4. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки
5. Общественные науки и современность
6. ПОЛИС (Политические исследования)
7. Правовая политика и правовая жизнь
8. Социальная политика и социология
9. Социально-гуманитарные знания
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам_
Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
Портал «Политнаука» //www.politnauka.org/
Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» //www.humanities.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» //www.edu.ru/
Электронная гуманитарная библиотека http ://www . gumfak.ru/
Библиотека Национальная безопасность //www.nationalsecurity.ru/library/
Britannica - www.britannica.com
5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя специализированные кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, комплектами учебно-методической и научной литературы по теоретической и прикладной филологии, позволяющими изучать функционирование языка, литературы, фольклора, различные типы текстов, как письменных, так и устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов), обеспечивающих разные виды коммуникации; устанавливать закономерности строения и функционирования исследуемых объектов, их связи со средой бытования, решать научно-исследовательские и практические задачи в соответствии с профилем магистерской программы. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сетям типа Интернет должен составлять не менее 100 часов в год на человека.
5.3.4. Оценка качества подготовки выпускников. (Устанавливаются формы проверки результатов обучения (профессиональный экзамен, квалификационная работа и т.д.) и требования к ним).
5.3.4.1. Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
5.3.4.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
5.3.4.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ВГТ ООП ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться связи между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности в целом. При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ
и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.
5.3.4.4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
5.3.4.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий, НИИ, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.
Настоящие Временные государственные требования к ООП ВПО по направлению 530200 «Политология» разработаны Учебно-методическим объединением по образованию в области гуманитарных наук при базовом вузе – Бишкекского Гуманитарного Университета им. К.Карасаева.
Председатель УМО Ормонбекова А.О.